История НТУ

1944 год – распоряжением Совета Народных комиссаров СССР № 11.06-р от 7 ноября 1944 года основан Киевский автомобильно-дорожный институт (КАДИ) – будущий Национальный транспортный университет (НТУ). Было создано два факультета – дорожный и механический для подготовки специалистов по четырем специальностям: автомобильные дороги, мосты, автомобили и автомобильное хозяйство, дорожные машины и механизмы. Директором КАДИ назначен Даденков Юрий Николаевич.

1958 год – механический факультет КАДИ переименован в автомобильный.

1959 год — ректором КАДИ назначен Вериженко Евгений Петрович.

1964 год – в КАДИ создан научно-исследовательский сектор (в дальнейшем назывался научной частью).

1965 год – в КАДИ организован инженерно-экономический факультет.

1970 год – в КАДИ начинает действовать подготовительное отделение.

1975 год – создан факультет повышения квалификации.

1984 год — ректором КАДИ назначен Канарчук Вадим Евгеньевич.

1984 год – инженерно-экономический факультет КАДИ реорганизован в факультет экономики и эксплуатации автомобильного транспорта.

1985 год – в КАДИ организован заочный факультет.

1987 год – автомобильный факультет КАДИ реорганизован в автомеханический.

1990 год – в КАДИ организован общеинженерный факультет.

1992 год – на базе факультетов повышения квалификации КАДИ создан факультет последипломного образования.

1992 год – начинается деятельность образовательного комплекса в составе КАДИ и автомобильно-дорожных, автотранспортных техникумов (колледжей) и техникумов транспортного строительства Украины.

1993 год – факультет экономики и эксплуатации автомобильного транспорта переименован в факультет управления на транспорте.

1994 год, август – после государственной аккредитации КАДИ получает статус технического университета, самый высокий – ІV уровень аккредитации и название Украинский транспортный университет (УТУ).

1998 год – на базе подготовительного отделения и подготовительных курсов создан факультет довузовской подготовки.

1999 год – на базе факультета последипломного образования создан Институт экономики и бизнеса на транспорте УТУ.

2000 год – УТУ получает статус национального и нынешнее название – Национальный транспортный университет (НТУ).

2000 год – на базе научной части создан Научно-исследовательский институт «Проблем транспорта и строительных технологий».

2000 год — вхождение в состав Национального транспортного университета Львовского учебно-консультационного центра 4 уровня аккредитации

2003 год — ректором НТУ назначен профессор Дмитриченко Николай Федорович, избранный конференцией трудового коллектива университета.

2003 год – решением Ученого совета университета от 1 октября 2003 года на базе заочного факультета НТУ создан Институт заочного и дистанционного обучения НТУ. 21 октября 2003 года приказом ректора НТУ №338 на базе инженерного центра информационных технологий НТУ создан Международный образовательный центр информационных технологий (МОЦИТ). 2003 год — университет вновь признан аккредитованным по статусу высшего учебного заведения IV уровня.

2004 год – факультет довузовской подготовки НТУ реорганизован в Институт доуниверситетской подготовки и международного сотрудничества НТУ. В мае 2004 г. на кафедре дорожно-строительных материалов и химии была создана научно-исследовательская лаборатория «Технология материалов и конструкций транспортного строительства». Согласно решению Ученого совета НТУ от 30 сентября 2004 г. ему было присвоено имя профессора Сюньи Г.К.

Основные направления деятельности лаборатории направлены на разработку и внедрение новых долговечных материалов для автомобильных дорог, мостов и аэродромов. Для повышения долговечности материалов используются новейшие мировые разработки и материалы, к примеру: полимеры для модификации дорожных битумов серии Elvaloy (компания DuPont, США); латексы для модификации дорожных битумов и асфальтобетона серии Butonal (фирма BASF, Германия); целлюлозные волокна Topcel, Teсhnocel (фирма CFF GmbH, Германия); адгезивы серии Wetfix (фирма Akzo Nobel, Швеция); армирующие синтетические сетки серии Hatelit (фирма Huesker Synthetic GmbH, Германия) и многие другие.

2004 год – вхождение в состав Национального транспортного университета Надвирнянского колледжа 1 уровня аккредитации и Барского автомобильно-дорожного техникума 1 уровня аккредитации.

2005 год — согласно решению Ученого совета НТУ лаборатории «Гидравлики» кафедры мостов и тоннелей присвоен им. профессора Даденкова Ю.М. В настоящее время в лаборатории проводятся научно-исследовательские работы по разработке рекомендации по оптимизации конструкций гасителей энергии в низших бьефах дорожных труб и лабораторные работы со студентами университета по курсу «гидравлика, гидрология, гидрометрия».

2006 год – создание Криворожского учебно-консультационного центра 4 уровня аккредитации. 2006 год – с целью повышения качества подготовки специалистов согласно приказу № 282 «о реорганизации факультетов» в июле 2006 года были созданы новые факультеты:

  • экономики, менеджмента и права;
  • транспортных и информационных технологий.

С созданием Киевского автомобильно-дорожного института в Киеве возобновилась подготовка автомобилистов, дорожников и мостостроителей. Еще до 1930 года таких специалистов уже готовили на соответствующих факультетах Киевского политехнического института, а затем и Киевского института народного хозяйства (впоследствии на их базе были созданы Харьковский автомобильно-дорожный институт и Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта).

В 1945 году в КАДИ обучалось 247 студентов и работало 49 профессоров, доцентов и преподавателей. В послевоенный период первому директору недавно созданного института Ю.М.Даденкову (впоследствии — член-корреспондент АН Украины, на протяжении многих лет — Министр высшего образования Украины) удалось привлечь к преподавательской работе многих выдающихся ученых.

В КАДИ преподавали:

  • доктор технических и физико-математических наук М.А. Лаврентьев (академик и вице-президент AH CPCP, академик АН Украины и ряда академий стран мира, основатель и глава Сибирского отделения АН CPCP, лауреат Ленинской и Государственных премий);
  • известный специалист в области машиностроения, академик АН Украины А.А.Василенко;
  • известный учёный-строитель, лауреат Государственной премии CPCP профессор Д.А.Руденко;
  • физико-химик, профессор В.А.Рейтер (академик АН Украины, Заслуженный деятель науки УССР);
  • ученый-металлург, лауреат Государственной премии CPCP А.А.Сигов;
  • математик и механик М.А.Кильчевский (впоследствии академик АН Украины);
  • механик В.Д.Кубенко (впоследствии академик НАН Украины, лауреат Государственной премии Украины, Заслуженный деятель науки и техники Украины);
  • талантливые ученые И.И.Гихман, А.М.Пеньков, С.И.Тетельбаум, И.А.Кириенко – будущие члены-корреспонденты АН Украины.

За 60 лет своего существования Национальный транспортный университет подготовил более 69 тысяч специалистов для Украины, бывшего СССР и многих стран мира.

КАДИ одним из первых вузов СССР ввел ступенчатую подготовку на заочной и вечерней форме обучения, создав сначала в Киеве, а затем в Каменец-Подольском и Луцке общетехнические факультеты.

Наш университет первым первым высшим учебным заведением Украины начал подготовку специалистов по организации дорожного движения, экономики автомобильного транспорта, экономики дорожного строительства, оборудования и технологии повышения износостойкости и восстановления деталей машин и конструкций, организации перевозок и управления на транспорте. С учетом требований рыночных отношений и информатизации транспорта к будущим выпускникам в университете созданы новые кафедры:

  • «Менеджмент и предпринимательство»,
  • «Транспортные системы и маркетинг»,
  • «Экономика и информатика»,
  • «Организация производства»,
  • «Производственные системы и сервис на транспорте»,
  • «Транспортное право, системный анализ и логистика»,
  • «Конституционное и административное право».

Национальный Транспортный Университет сегодня

Национальный транспортный университет — высшее государственное учебное заведение IV уровня аккредитации, готовит специалистов образовательно-квалификационных уровней бакалавр, специалист, магистр по государственному заказу, а также за средства юридических и физических лиц на дневной и заочной форме обучения.
Решением ГАК Министерства образования и науки Украины от 23 декабря 2003 г., протокол № 48, подтвержден высокий статус НТУ — университет снова признан аккредитованным по статусу высшего учебного заведения IV уровня аккредитации.

Первые ректора университета НТУ

Даденков Юрий Николаевич (1911-1991) — Основатель и первый ректор Киевского автомобильно-дорожного института с 1944 по 1959 годы.

Родился 28 октября 1911 в г. Лубны Полтавской области.
Окончил Харьковский автомобильно-дорожный институт в 1933 году.
С 1952 года – доктор технических наук. С 1952 года – профессор. С 1961 года – член-корреспондент АН УССР.
С 1933 по 1941 год – ассистент, доцент, заведующий кафедрой Харьковского автомобильно-дорожного института.
С 1941 по 1944 год участвовал в военных действиях.
С 1944 по 1959 год – ректор Киевского автомобильно-дорожного института.
С 1959 по 1973 год – Министр высшего и средне-специального образования Украины.
С 1973 по 1991 год – профессор кафедры проектирования дорог Киевского автомобильно-дорожного института.
Автор более 60 научных работ, в том числе многих учебных пособий. Среди них: трехтомник «Гидравлические расчеты» (1951), «Гидравлические расчеты открытых русел» (1961), которые были переведены на китайский и изданы в Китае.

Вериженко Евгений Петрович (1920-1997) — Ректор Киевского автомобильно-дорожного института
с 1959 по 1984 годы

Родился 27 августа 1920 года в Киеве.
Окончил в 1946 году Одесский инженерно-строительный институт.
С 1947 по 1950 г. учился в аспирантуре Киевского автомобильно-дорожного института.
В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию по проблемам строительной механики. С 1952 года – доцент. С 1968 года – профессор.
С 1952 по 1959 годы – декан дорожно-строительного факультета Киевского автомобильно-дорожного института.
С 1960 по 1987 годы – заведующий кафедрой строительной механики Киевского автомобильно-дорожного института.
С 1987 года – профессор кафедры сопротивления материалов и строительной механики.
Автор многих статей и учебных пособий. В соавторстве им был написан учебник «Статика зданий», много раз издававшийся в Украине и за ее пределами.

Канарчук Вадим Евгеньевич (1936-2009) — Ректор НТУ с 1984 по 2002 год

Родился 23 февраля 1936 в Киеве. В 1961 году окончил механический факультет Украинской академии сельскохозяйственных наук по специальности инженер-механик.
С 1976 года – доктор технических наук. С 1978 года – профессор. С 1992 года – академик Транспортной Академии Украины. С 1994 года – академик Академии Транспорта России. С 1996 года – академик Международной Инженерной Академии. С 1998 года – академик Международной академии информатики.

Дмитриченко Николай Федорович — Ректор НТУ с 2003 года

Родился 19 декабря 1952 в г. Снятын Ивано-Франковской области. В 1976 году окончил с отличием механический факультет Киевского института инженеров гражданской авиации, где прошел путь от аспиранта, ассистента к профессору, заведующему кафедрой, проректору университета.
В 2000-2002 гг. работал начальником департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины. Входил в состав комиссии специалистов по разработке проекта Закона «О высшем образовании», Концепции развития дистанционного образования в Украине и других законодательно-нормативных актов в сфере высшего образования.
Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор технических наук, профессор, академик Транспортной Академии Украины (1994 г.), академик Украинской Академии Триботехники (1997 г.), вице-президент Украинской Академии Международного Трибологического Совета (1999 г.), лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники (2005), лауреат премии Комсомола Украины и Украинского научно-технического Совета в области науки и техники (1982). Член-корреспондент Академии педагогических наук Украины, Президент Транспортной Академии Украины, награжденный орденом «За заслуги» ІІІ степени
Известный специалист в области машиноведения. Автор и соавтор около 200 научных работ, в том числе монографий «Эластогидро-динамика: теория и практика» (2000 г.), «Смазочные процессы в условиях нестационарного трения» (2002 г.), разработал ряд новых методов повышения износостойкости деталей машин. Проходил стажировку в высших учебных заведениях Великобритании, США и Канады. Член редакционной коллегии ряда научно-технических журналов и сборников, специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.